Изменения без изменений 4.

Каждый из нас стремится организовать жизнь таким образом, чтобы меньше перенапрягаться. Для этого человек использует возможности разума. Изобретает механизмы и машины, придумывает новые технологии. Вместе с этим, достаточное время и внимание, человек затрачивает на придумывание всякого рода хитростей во взаимоотношениях с окружающими. Недаром большой популярностью пользуются актеры и политики. Мы понимаем, что говорят они одно, а делают совсем другое. И мы смотрим с удовольствием, как эти играют свои роли, пытаясь перенять опыт лицедейства для применения его в своей повседневной жизни.

Испокон веков социальный статус человека достигался в основном тремя способами: физическими данными, происхождением, хитростью (видимая роль скрывает реальные замыслы).

Из книг и фильмов мы знаем, что вожди древности объединяли в себе недюжинную силу, храбрость, смекалку и знания. Позже они перестали применять силу, облачились в золоченные одежды и поселились во дворцах. Тут уже не сила и храбрость позволяли удерживать главенствующую роль, а хитрость, изворотливость и коварство. Простой народ держали в повиновении силой вооруженной гвардии, а вот царедворцев необходимо было опасаться. Обманывая других, всегда ждешь обмана от окружающих, тем более что сам окружил себя такими окружающими, людьми по большей степени бесполезными, зато умеющими льстить. В интригах и в политических процессах как внутри царств и княжеств, так и во взаимоотношениях с соседями, необходимо было создавать мысленные модели ситуаций и моделировать процессы. Это и давало возможность развивать разум. И так происходило не только с царственными особами.

В процессе развития общества, все больше и больше людей преодолевали порог минимальной обеспеченности и становились обеспеченными сверх реальной необходимости, то есть накапливали определенный неиспользуемый запас, и материальный, и связей, и знаний. Сразу вокруг них образовывалась группа людей желающих попользоваться образовавшимся избытком. Что реально полезного они могли предложить обладателю запаса? У него ведь и так все есть. Все, да не все. Нет необходимого признания в обществе. А откуда оно могло возникнуть? Не он ведь создал этот избыток, он был лишь участником общего процесса, может быть даже основным участником, но никак не один. Его заслуга заключалась в способности аккумулировать труд многих людей и удержать рядом с собой результат труда многих. Кто же его будет за это признавать? Тут и приходят льстецы. А за лесть тоже надо расплачиваться.

Понимая или чувствуя фальшь во взаимоотношениях, любой человек ожидает подвоха со стороны своего окружения. Только зазевайся, а тем более заболей, как тут же все растащат. Мало того, человек боится наказания «высших сил». Ведь если в представлениях человека он сам является хозяином чего-то общего, то наверняка есть хозяин всего, что человек видит вокруг себя, в том числе и жизни людей. (Если бы понятие «хозяин» было реальным, то вместе с уходом хозяина уходило бы и хозяйство.)С такими мыслями и чувствами практически каждый человек входит в пору зрелости. Добавим к этому развитые способности мысленного моделирования и совсем уже не молодой организм, частично изношенный за время жизни из-за неумелых по молодости действий и разбалансированный от накопившихся нервных и психических напряжений.

Рано или поздно зрелого человека посещает мысль, что нужно менять свою жизнь. Сколько он не пытался убежать от неудовлетворяющих мыслей и ощущений, развлекаясь, путешествуя или просто предаваясь чревоугодию и возлияниям, наступает момент принятия решений об изменении жизни. Напряженность утомила, появилась необходимость сделай жизнь менее напряженной, более экономичной. Чем раньше человек это понимает, тем больше у него шансов продлить свою жизнь.

Хорошо сказать – будем делать жизнь более экономичной, а до какой степени? Где критерий достаточности? Не перейдем ли мы грань минимальной достаточности?Ответ прост. Перестать психовать и нервничать, перестать тратить внимание, время и силы на ненужное и недоступное – это и даст огромную экономию внутренних ресурсов. И обеспеченность здесь не причем. Экономичность внутренняя – вот цель изменений.

Как невозможно долго плыть против течения, так и невозможно жить наперекор законам природы. А закон природы один – постоянное движение для развития и изменения структур с целью приведения их в более экономичное состояние с высвобождением энергии для следующего цикла создания более экономичных структур. Проще говоря, от дров к паровому отоплению, от охоты к скотоводству, от хижины к коттеджу и тому подобное.

Необходимо понять цели этих преобразований. Это не создание условий для бездельников, тогда бы обезьяна была бы верхом эволюции, это создание условий для творчества, для использования заложенных в каждом человеке возможностей разума. Разум – не для хитростей и недомолвок, разум для познания и преобразований.

А для того чтобы использовать заложенные возможности разума в решении творческих задач, в полезном для окружающих людей направлении, для решения проблем своего окружения, необходимо освободить своего «человека разумного» от не свойственных ему функций, от задач защиты запасов, от ожиданий непредсказуемых и злонаправленных действий окружающих. Надо формировать вокруг себя социум – людей объединенных общей идеологией и общими задачами, взаимополезных людей.

Хитрость развила изощренный ум. И если его не занять полезной, созидательной деятельностью, то он постоянно будет нацелен на поиск возможных неудовлетворяющих событий, способных подорвать статус и физиологию.

Таким образом, мы сможем на новой основе организовать внутренние взаимодействия своих составляющих: «человека физиологического», «человека социального» и «человека разумного».

-Источник: http://belkon.ru/

Добавить комментарий