Ограничившись этим кратким перечнем, перейдем к основному для нас выводу. Активность всех названных организаций крайне слабо интегрирована; каждая из них, что вполне естественно, полностью самостоятельна в определении возрастных и географических характеристик интересующей их аудитории, в построении выборок для опроса респондентов, в формулировании вопросов в анкетах, вообще в осуществлении полевого этапа работы. Все это не вызывало бы нареканий, если бы некоторые публикуемые социологическими организациями количественные результаты исследований не различались «в разы». Подобная несогласованность, как кажется, мало кого тревожит.
Социологические исследования масштабные и требующие значительных затрат были упомянуты как достаточно наглядный пример отсутствия в России координации и интеграции ведущихся проектов в сфере гуманитарного изучения Интернета. Теперь обратимся к начальному периоду развертывания таких исследований, только уже не в мировом, а в российском (вернее, еще в советском) масштабе. В нашей стране безусловными пионерами в гуманитарном изучении деятельности человека в Интернете (а до того в компьютерных сетях, как локальных, так и глобальных) выступили психологи. Тому есть ряд подтверждений. Исторический анализ раннего этапа психологических исследований представлен в публикации на английском языке [27]. Там же предложены некоторые соображения об общественной ситуации в стране, которая не способствовала полноценному развитию такого рода исследований; мы не станем повторять эти очевидные для отечественного читателя соображения.
Для несколько более подробного и доказательного разговора обратимся к 80-м годам. В то время трудно было натолкнуться на посвященные гуманитарным аспектам применения компьютерных сетей эмпирические или даже аналитико-постановочные публикации. В имеющейся литературе были представлены некоторые работы технического характера (например, [3; 21]), отдельные переводы [2; 9; 20] и весьма немногочисленные информационные публикации [14; 18] нетехнического содержания. Исследовательских материалов на какие-либо гуманитарные темы встретить не удалось за исключением, как было отмечено, психологических работ. В нашу задачу входит обоснование тенденции, что избавляет от необходимости подробного анализа самих публикаций.
В первой половине 80-х годов в Москве было начато развертывание двух исследовательских проектов, направленных на изучение особенностей человеческой деятельности, опосредствованной применением локальных и глобальных компьютерных сетей (см. также [8]). Один из этих проектов развивался и до сих пор развивается на факультете психологии Московского государственного университета. Он был выдвинут спонтанно как развитие некоторых исследований в области психологии компьютеризации и психологии общения и первоначально был связан исключительно с изучением психологической специфики реализации коммуникативных процессов посредством компьютерных сетей.
Опубликованные в рамках данного проекта в середине 80-х годов эмпирические данные основаны на анализе деятельности пользователей локальных сетей анализ включал проведение бесед с пользователями и специализированных опросов [24]. Публикации опирались также на наблюдение деятельности экспертов (ученых-биохимиков), участвовавших в международных компьютерных телеконференциях, и на проведенные с ними беседы [5]. Еще одно направление исследований было основано на психологическом анализе особенностей электронной коммуникации [6; 53]. На основе этих ранних работ в дальнейшем были осуществлены проекты психологических и, шире, гуманитарных исследований применения Интернета, наиболее существенные результаты которых представлены в книге «Гуманитарные исследования в Интернете» [8].
В те же годы был развернут международный исследовательский проект VELHAM (название составлено из начальных слогов фамилий кураторов проекта соответственно в СССР и в США: Велихова и Хамбурга), посвященный изучению специфики психического развития в условиях применения компьютеров и компьютерных сетей. С американской стороны проект курировал его основной инициатор М. Коул (Калифорнийский университет в Сан-Диего), а с российской А. Беляева (Институт психологии РАН). Результаты деятельности международного коллектива неоднократно публиковались (см., например, [8; 17; 35]). Результаты эти включают анализ опосредствованной компьютерами деятельности не только детей, но и взрослых (к примеру, ученых-гуманитариев, сотрудников РАН), впервые сталкивающихся с применением персональных компьютеров и компьютерных сетей; наряду с задачами психологии развития исследователи активно ставили и решали задачи кросскультурной и этнической психологии. Десятилетняя история этого проекта, который, к сожалению, был прекращен, подробно описана в отчете М. Коула [28].
Нет нужды более подробно останавливаться на анализе перечисленных психологических публикаций; думается, сказанного достаточно для обоснования положения, согласно которому в 80-е годы в нашей стране были проведены эмпирические исследования, которые в дальнейшем стали основой для работы в области «психологии Интернета». И характерно, что такого рода исследования были в советское время осуществлены лишь в рамках психологической науки. Отметим, что и в настоящее время развиваются соответствующие исследования, выдвинулось новое поколение систематически работающих в этой области ученых. Рассмотрим возможные причины, по которым именно в психологии, а не в какой-либо другой гуманитарной дисциплине, были выполнены эмпирические работы по изучению опосредствованной компьютерными сетями деятельности.
Дело в том, что для приверженцев культурно-исторической школы Л. Выготского, одной из ведущих в отечественной психологической науке, изучение деятельности человека в Интернете не выглядит случайной или надуманной темой. С психологической точки зрения Интернет представляется современным этапом знакового (семиотического) опосредствования деятельности. Согласно одному из краеугольных положений этой теории, существенным стимулом для психического развития является внешняя орудийная деятельность человека, опосредствованная все более совершенными инструментами и орудиями деятельности [7].
Еще в начале 30-х годов Л. Выготский в своих теоретических построениях развития человеческой психики и в практической деятельности прозорливо отводил наиболее значимое место именно семиотическим орудиям, или знакам, притом что в те времена семиотика в ее современном виде только складывалась, а до появления наиболее совершенных (с сегодняшних позиций) знаковых орудий должны были пройти десятилетия. Следует принять во внимание, что основой Интернета являются сети, объединяющие компьютеры, а основой компьютеров бинарные микрочипы и знаковые периферийные устройства. Интернет, понимаемый как социотехническая система, вместе с современными цифровыми технологиями опирается на традиционные знаковые системы и всемерно способствует их количественному усложнению и качественному преобразованию.
В соответствии с положениями культурно-исторической теории развития психики, постоянно усложняющиеся знаки и семиотические системы способствуют развитию и трансформации высших психических функций [7]. Проблематика развития и усложнения строения высших психических функций в результате освоения и применения человеком компьютеров была поднята А. Леонтьевым [16], О. Тихомировым [22; 23] и другими отечественными и зарубежными учеными, эмпирическому и экспериментальному исследованию особенностей этого процесса был посвящен ряд теоретических и экспериментальных трудов. Такие работы можно отнести к направлению, связанному с изучением особенностей преобразования психических процессов и функций под влиянием компьютеров (в том числе взаимосвязанных посредством сетей). Было справедливо отмечено, что в условиях информатизации структура высших психических функций развивается и обогащается, в частности, за счет необходимости не только работать со знаковыми системами, но и обучаться технологиям их применения [22; 23]. Современный этап связанных с «психологией Интернета» исследований можно обозначить как изучение психологических аспектов преобразования культуры в целом. Именно в таком разрезе ставится и в теоретическом, и в эмпирическом плане задача в настоящее время [1; 8; 12].
Таким образом, следует признать, что относительно ранние (80-х годов) психологические исследования опосредствованной Интернетом (в то время просто компьютерными сетями) деятельности обусловлены следованием основополагающим теоретическим положениями отечественной психологической науки. Лишенные этой теоретической опоры, специалисты в других отраслях гуманитарного знания не придали в те годы должного значения фактам появления и развития локальных и глобальных компьютерных сетей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психол. журн. 1998. T. 19 (1). C. 89 – 100.
2. Барни К. Телеконференция между советскими и американскими специалистами в области ЭВМ // Электроника. 1985. № 23. C. 30 – 31.
3. Белобжеская Л. Л., Дедков А. Ф., Щерс А. Л. Реализация телеконференций в сетях ЭВМ // Интерактивные системы. Тбилиси: Мецниереба, 1981. Кн. 2. C. 105 – 108.
4. Беляева А. В., Коул М. Компьютерно-опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития // Психол. журн. 1991. Т. 12. № 2. C. 145 – 152.
5. Войскунский А. Е. Научная коммуникация в условиях автоматизации // Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Под ред. М. Г. Ярошевского и О. К. Тихомирова. М.: Наука, 1987. C. 139 – 158.
6. Войскунский А. Е. Речевая деятельность в ходе компьютерных конференций // Вопр. психологии. 1991. № 6. C. 142 – 147.
7. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1982 – 1984.
8. Гуманитарные исследования в Интернете / А. Е. Войскунский (ред.). М.: Терра-Можайск, 2000.
9. Джойнер Р., Танстэлл К. Коллективное решение задач с помощью ЭВМ // Вопросы анализа и процедуры принятия решений. М.: Мир, 1976. C. 146 – 171.
10. Залесский П., Спектор М. Сколько нас? Какие мы? Портрет российской интернет-аудитории // Мир Internet. 1999. № 7 – 8. C. 42 – 44.
11. Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика. М.: Изд-во МГУ, 1995.
12. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.
13. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000.
14. Клесов А. А. Телеконференции новая форма научных коммуникаций // Вестн. АН СССР. 1986. № 10. C. 56 – 62.
15. Коул М. Культурно-историческая психология: Наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997.
16. Крук Ч. Школы будущего // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Терра-Можайск, 2000. C. 314 – 332.
17. Леонтьев А. Н. Автоматизация и человек // Психол. исслед. 1970. Вып. 2.
18. Познание и общение / Под ред. Б. Ф. Ломова, А. В. Беляевой, М. Коула. М.: Наука, 1988.
19. Полат Е. С. Проблемы использования компьютеров в системе образования развитых капиталистических стран // Информатика и образование. 1987. № 4. C. 106 – 113.
20. Российский Интернет в цифрах и фактах / В. А. Садовничий, В. А. Васенин, А. А. Мокроусов, А. В. Тутубалин. М., 1999.
21. Сеппянен Й. Систематика автоматизированных информационных и коммуникационных систем // Проблемы информ. систем. 1983. № 1. C. 8 – 16.
22. Соколов Д. П. Построение системы «электронная почта» для узла Национального центра автоматизированного обмена информацией // Системы автоматизированного обмена информацией. М.: ВНИИПАС, 1982. Вып. 2. C. 23 – 26.
23. Тихомиров О. К. Информационный век и теория Л. С. Выготского // Психол. журн. 1993. № 1.
24. Тихомиров О. К. Л. С. Выготский и современная психология // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология: Тезисы докладов Всесоюз. конф. М, 1981. C. 151 – 154.
25. Тихомиров О. К., Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1986. № 3. C. 31-42.
26. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование «Я» в опосредствованном компьютером общении // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Терра-Можайск, 2000. C. 40-54.
27. Чугунов А. В. Социологические аспекты формирования информационного общества в России: Обзор исследований аудитории Интернета. СПб., 2000
28. Янг К. Диагноз интернет–зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2. С. 24-29.
29. Arestova O., Babanin L., Voiskounsky A. Psychological research of computer-mediated communication in Russia // Behaviour and Information Technology. 1999. Vol. 18 (2). P. 141-147.
30. Cole M. An experiment in computer-mediated cooperation between nations in conflict. The Velikhov-Hamburg project. 1985-1994: Report, The Laboratory of Comparative Human Cognition. University of California, San Diego. La Jolla, California, 1996.
31. Competing visions, complex realities: Social aspects of the information society / J. Schement, L. Lievrouw (eds.). Norwood, NJ: Ablex, 1987.
32. Contexts of computer-mediated communication / M. Lea (ed.). Hemel Hempstead: Harvester Wheatsheaf, 1992.
33. Cyberpsychology / F. J. Gordo-Lopez, I. Parker (eds.). New York: Routledge, 1999.
34. Cyberpsychology: Mind, cognition and society in the Internet age / G. Riva, C. Galimberti (eds.). Amsterdam: IOS Press, 2001.
35. Dцring N. Sozialpsychologie des Internet. Gцttingen et al.: Hogrefe, 1999.
36. Greenfield D. N. Virtual Addiction: Help for Netheads, Cyberfreaks, and Those Who Love Them. Oakland: New Harbinger Publ., 1999.
37. Griffin P, Belyaeva A. V., Soldatova G. U. Socio-historical concepts applied to observations of computer use // European J. of Psychology of Education. 1992. Vol. 7. P. 269-286.
38. Group processes in computer-mediated communication / J. Siegel, V. Dubrovsky, S. Kiesler, T. W. McGuire // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1986. Vol. 37. P. 157-187.
39. Hiltz S. R. Online communities: A case study of the office of the future. Norwood, NJ: Ablex, 1983.
40. Hiltz S. R., Turoff M. The Network Nation: Human Communication via Computer. Reading, Mass., et al.: Addison-Wesley, 1978.
41. Internet paradox: A social technology that reduces social involvement and psychological well-being? / R. Kraut, V. Lundmark, M. Patterson, S. Kiesler, T. Mukopadhyay, W. Scherlis // American Psychologist. 1998. Vol. 53 (9). P. 1017-1031.
42. Kerr E., Hiltz S. R. Computer-mediated communication systems. New York: Academic Press, 1982.
43. Kiesler S., Siegel J., McGuire T. W. Social psychological aspects of computer-mediated communication // American Psychologist. 1984. Vol. 39. № 10. P. 1123-1134.
44. Kommunikation im Internet / W. Frindte, T. Koehler (eds.). Frankfurt a/M e. a.: Peter Lang, 1999.
45. Learning and teaching on the World Wide Web / C. Wolfe (ed.). San Diego et al.: Academic Press, 2001.
46. Mantovani G. New communication environments: from everyday to virtual. London: Taylor & Francis, 1996.
47. Online Research: Methoden, Anwendungen und Ergebnisse / B. Batinic, A. Werner, L. Graef, W. Bandilla (eds.). Goettingen et al.: Hogrefe, 1999.
48. Psychology and the Internet: Intrapersonal, Interpersonal, and Transpersonal Implications / G. Gackenbach (ed.). San Diego et al.: Academic Press, 1998.
49. Psychological Experiments on the Internet / M. H. Birnbaum (ed.). San Diego et al.: Academic Press, 2000.
50. Short J., Williams E., Christie B. The social psychology of telecommunications. New York: Wiley, 1976.
51. Social Psychology of the Internet / S. Kiesler (ed.). Mahwah, NJ: Erlbaum, 1996.
52. Sproull L., Kiesler S. Connections: New ways of working in the networked organization. S. l.: The MIT Press, 1991.
53. Turkle Sh. The Second Self. New York, NY: Simon and Sсhuster, 1984.
54. Turkle Sh. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. New York: A Touchstone Book, 1995.
55. Voiskounsky A. E. Telelogue Speech // Network and Netplay: Virtual Groups on the Internet / Ed. by F. Sudweeks, M. McLaughlin, Sh. Rafaeli. Menlo Park, Calif.; Cambridge, Mass.; London, England: AAAI Press/The MIT Press, 1998. P. 27-40.
56. Wallace P. The Psychology of the Internet. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1999.
57. Young K. S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs if Internet Addiction and a Winning Strategy for Recovery. New York e. a.: John Wiley Sons, 1998.
Автор: Войскунский А.Е.
Источник: http://www.portalus.ru/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1106583596&archive=1129709116