Исследования Интернета в психологии

Для представителей самых разнообразных областей научного и художественного знания Интернет выступает в качестве объекта профессиональных занятий. Это относится и к техническим (программированию, теории связи, информационному поиску и др.), и к связанным с искусством (художественной графике, анимации и др.), и к гуманитарным специальностям, на которых мы остановимся подробнее. Ограничимся при этом анализом основных направлений научных исследований (причем исключительно гуманитарного профиля), хотя нельзя не отметить, что Интернет  предмет далеко не только исследовательской активности специалистов. Ведь его привлекательность для большинства пользователей поддерживается повседневной и не связанной с исследованиями работой (и оригинальной, и вполне рутинной) администраторов разных уровней, составителей контента, работников множества представленных в Сети организаций.

Кроме того, Интернет почти с самого своего появления и оформления является предметом междисциплинарных исследований, в которых объединены усилия специалистов в таких областях преимущественно гуманитарного знания, как социология, культурология, философия, «взаимодействие человека с компьютером» (Human-Computer Interaction), лингвистика, этнография, психология, педагогика, политология, библиотековедение, а также (бесспорно, в первую очередь по объему исследований) «communication science»  научное направление, для которого в русскоязычной номенклатуре ученых дисциплин нет ни соответствия, ни даже наименования, разве что относительно недавно предложенное название «коммуникативистика» [11]. Количество проведенных теоретических и эмпирических исследований весьма велико, по какому параметру ни судить: по числу наименований книг  монографий, учебников и сборников статей, по числу статей в научных журналах (причем не только в перечисленных областях, но и в медицинских, искусствоведческих, маркетинговых или технических), по количеству новых специализированных журналов, посвященных исследованиям в Интернете; однако наиболее показательным можно, пожалуй, считать число и разнообразие посвященных интернет-исследованиям публикаций, размещенных непосредственно в Сети. Среди такого рода исследований имеется множество и монодисциплинарных, и междисциплинарных работ.

Начало гуманитарным исследованиям в Интернете было положено в те годы, когда его прототип в виде взаимосвязанных компьютерных сетей уже существовал и развивался, однако наименование это еще не употреблялось. В 70-е годы речь обычно шла о локальных или глобальных компьютерных сетях и об общении, опосредствованном компьютерами (computer mediated communication, или CMC). На этом материале и в этой парадигме и проводились исследования, в том числе поначалу немногочисленные гуманитарные. Первыми монографиями, обозначившими новую предметную область, стали социально-психологическая книга [48] и в первую очередь формально социологический, а по сути междисциплинарный труд [38], во многом определивший последующие направления исследований в этой области (книга переиздана в 90-е годы).

В течение 80-х годов был опубликован ряд монографий и сборников [37; 40; 29; 50], не говоря уже о статьях, ориентированных на изучение коммуникативных применений компьютерных сетей и/или на анализ воздействия таких сетей на организационные структуры. В 90-е годы (и особенно во второй их половине) парадигма сменилась, и начались гуманитарные исследования собственно Интернета: модернизация наименования принесла закономерное расширение и обновление проблематики. В настоящее время исследования не ограничиваются лишь опосредствованным общением между людьми, активно изучается также игровая и познавательная деятельность, осуществляемая посредством Интернета. Что же касается сетевых организационных структур, то они все более признаются не внесенными извне и в какой-то мере навязанными инновациями, а скорее базовым свойством организаций и социальных структур современного «сетевого общества» [13].

Итак, психологические задачи и исследования изначально фигурируют в качестве составной части единого фронта гуманитарных исследований Интернета. Однако впоследствии психологи несколько сбавили темп. Приходится признать, что к настоящему времени выполненные профессиональными психологами исследования составляют относительно небольшую долю всего объема гуманитарных работ в данной области. Количество профессионально психологических исследований, посвященных деятельности людей в Интернете, заметно уступает объему исследований, проведенных, к примеру, коммуникативистами или социологами; качественные же сравнения, как представляется, проводить пока преждевременно.

Надо, правда, отметить, что при изучении Интернета и непсихологи довольно широко и в целом достаточно квалифицированно применяют психологический инструментарий (например, разнообразные тесты), что позволяет им достигать результатов, имеющих определенное значение для психологической науки. Обращает на себя внимание, например, что авторами значительной части материалов (глав или статей), включенных в сравнительно недавно опубликованные сборники по психологическим аспектам работы в Интернете [46; 31; 49], являются непсихологи.

Тем не менее фронт собственно психологических исследований, которые можно было бы отнести к условной дисциплине «психология Интернета», в определенной степени сложился  в том числе, как отмечено, и за счет непсихологов, отчасти ставящих психологические задачи и использующих при этом психологический инструментарий. Персональный состав тех, кто зарекомендовал себя планомерными исследованиями в этой области, пока достаточно легко обозрим. Действительно, относительно нетрудно перечислить тех специалистов-психологов и те психологические коллективы, которые ведут систематические исследования деятельности человека, осуществляемой посредством Интернета. Приведем примерный перечень психологов, зарекомендовавших себя заметными и планомерными исследованиями деятельности человека в Интернете. Разумеется, следует иметь в виду, что перечень этот не вполне полон.

Заметим, что психологические исследования, связанные с применением Интернета, выполняются как в рамках традиционных областей психологии (социальной, медицинской, когнитивной, дифференциальной, педагогической, возрастной и др.), так и в рамках непривычных до сих пор наименований («киберпсихология», «психология Интернета», «виртуальная психология», «психология киберпространства» и др.). Основной международный журнал, посвященный именно и только психологическим исследованиям в этой области, также называется нетрадиционно: «CyberPsychology   Behavior» (http://www.liebertpub.com/CPB). Он выходит шесть раз в год с 1999 г.

Если начать перечень с Западной Европы, то прежде всего следует назвать работающий уже более десяти лет интернациональный коллектив социальных психологов из университетов Манчестера и Амстердама под руководством англичан М. Ли (Martin Lea: http://www.psy.man.uk/Staff/MLea) и Р. Спирса (Russell Spears: http://www.psy.uva.nl/ResEdu/SP/people/Spears)  первый сборник их публикаций появился еще в 1992 г. [30]. Активно ведет педагогико-психологические исследования Ч. Крук (Charles Crook) из Университета Лафборо (Великобритания)  многие его публикации собраны на странице http://devpsy.lboro.ac.uk/psy/ckc/papers, наряду с этим имеется русский перевод одной из статей [15].

Активные исследования социально-психологических особенностей общения посредством Интернета ведет в Германии Н. Деринг (http://www.nicoladoering.de), начинавшая исследования в Берлинском технологическом университете и в Гейдельбергском университете, а в настоящее время работающая в Тюрингии  в университете Эрфурта и в Техническом университете Ильменау [33]. Там же, в Тюрингии, на отделении психологии общения (http://www.uni-jena.de/svw/compsy) университета им. Фридриха Шиллера (Йена) осуществляют социально-психологические и педагогико-психологические исследования В. Фриндте и Т. Келер  наряду с публикациями на немецком языке [Frindte, Koehler, 1999] имеется также перевод на русский язык [25].

Значительную активность проявляют итальянские психологи (http://www.psicologia.net), среди которых следует выделить прежде всего Дж. Рива из Католического университета в Милане и Института аксиологии в г. Вербания, а также К. Галимберти из Католического университета дель Сакро Кьоре (Милан) и Дж. Мантовани из Университета Падуи  представление об их работе можно получить из книг [44; 32], а также из специализированного (тема: «Воздействие Интернета, мультимедиа и виртуальной реальности на поведение и на общество») выпуска журнала «CyberPsychology   Behavior» (2001.  Vol. 4.  № 1)  приглашенными редакторами выпуска являются Дж. Рива и К. Галимберти.

Наиболее заметными в рассматриваемой области исследователями-психологами следует признать американцев Ш. Текл (Sherry Turkle: http://web.mit.edu/sturkle/www) из Массачусетского технологического института, Дж. Сулера (http://www.rider.edu/users/suler/psycyber) из Университета Райдер в Нью-Джерси и П. Уоллес (http://www.rhsmith.umd.edu:8001/ckim/PatWallace), директора Центра управления знаниями и информацией Школы бизнеса им. Р. Смита при Университете штата Мэриленд. Ш. Текл прославилась книгами «Второе Я» [51] и «Жизнь на экране» [52], в которых проведено систематическое изучение особенностей вхождения детей и взрослых в компьютерную культуру и в мир сетевых технологий. Дж. Сулер превратил свою страницу (home-page) в тщательно разработанную и постоянно пополняемую коллекцию взаимосвязанных (гипертекстовых) глав, посвященных самым разным аспектам «психологии киберпространства». П. Уоллес опубликовала первую в мире монографию, названную «Психология Интернета» [54] и переведенную на восемь языков.

К упомянутым авторам примыкают авторитетные специалисты из Университета Карнеги-Меллона в Питтсбурге, занимающиеся психологическими (а также частично выходящими за рамки психологии  например, в область культурологии, взаимодействия человека с компьютером или социологии) исследованиями деятельности человека в Интернете. Это прежде всего С. Кислер (http://www.hcii. cmu.edu/People/Faculty/SaraKiesler)  один из наиболее последовательных исследователей в области социальной психологии сетевых коммуникаций [49; 41; 36]. Вместе с Р. Краутом (http://www-2. cs.cmu.edu/afs/cs/cmu/edu/user/kraut/www/kraut) и группой коллег она участвует в осуществлении проекта «HomeNet», согласно предварительным итогам которого [39] в результате применения Интернета могут сужаться внутрисемейные и вообще социальные связи, а также может развиваться депрессия. Эти данные бурно обсуждаются в последние годы и во многом встретили критику со стороны других специалистов.

В числе психологов, выполняющих связанные с применением Интернета исследования, могут быть названы также психолингвист Л. Джеймс (http://www.soc.hawaii.edu/leonj/leonj/leonpsy/leon/) из Гавайского университета, социальный психолог Р. Шерман (http://miavx1.muohio.edu/~shermarc) из Университета штата Айова; специалист по возрастной и кросскультурной психологии М. Коул (http://communication.ucsd.edu/people/f_cole) из Калифорнийского университета в Сан-Диего  ряд его публикаций доступны в русских переводах, в частности недавняя монография [14а]. Статьи клинических (преимущественно) психологов С. Кинга (http://webpages. charter.net/stormking), Дж. Грохола (http://www.grohol.com или http://psychcentral.com), Дж. Морейхен-Мартин (http://web.bryant. edu/~psych/faculty/morahan) из Брайант-колледжа (Смитфилд, Род-Айленд) и англичанина М. Гриффитса из Ноттингемского Трентского университета размещены и на указанных сайтах, и в печатных изданиях  например, в сборнике [43].

Целиком связали свою исследовательскую активность с проблематикой зависимости от Интернета, или интернет-аддикции (см. об этой тематике подробнее [25]) К. Янг [26а; 55] и Д. Гринфилд [34]. Международная команда психологов из США и Германии (вместе с отдельными представителями Канады, Швейцарии, Италии) интенсивно разрабатывает методологию и практику так называемых онлайновых исследований [45; 47]. Психологические аспекты применения Интернета для задач образования исследует группа психологов в недавно изданном под редакцией К. Волфе сборнике статей [43].

В других странах интенсивно работают клинический психолог А. Барак (http://construct.haifa.ac.il/~azy) из Университета Хайфы (Израиль) и специалист по педагогической психологии Дж. Мюллер (http://mueller.educ.ucalgary.ca) из Университета Калгари (Канада). Для соотечественницы последнего Дж. Гаккенбах редактирование сборника [46] представляет собой, похоже, дебют в данной проблематике: ранее она была известна скорее как специалист по психологии сновидений (см.: http://dreamtalk.hypermart.net/members/jayne_gackenbach).

Итак, фронт психологических исследований, связанных с Интернетом, вне всякого сомнения существует. При этом по числу активных исследователей (три-пять десятков человек) он уступает некоторым другим гуманитарным дисциплинам. Однако в отличие от многих направлений гуманитарных исследований  философских, исторических, политологических, этнографических и др.  психологические исследования деятельности людей в Интернете берут начало не в середине 90-х годов, а в конце 70-х и в 80-х годах: изучение опосредствованного компьютерами общения плавно перешло в 90-е годы в работу по изучению деятельности (уже не только коммуникативной) человека в Интернете.

В настоящее время исследователями Интернета, и психологами, и непсихологами, изучаются культурные, языковые и психологические особенности диадического и группового взаимодействия; регулирующие общение и отношения между удаленными партнерами правила (в частности, нэтикет); перспективы проведения психологических исследований (включая тестирование) и консультативной психотерапевтической работы посредством Интернета; закономерности формирования и характеристики функционирования складывающихся виртуальных общностей; особенности селективного восприятия размещаемых на электронных страницах объектов; принципы самовыражения личности и изменения сетевой идентичности; характеристики игрового поведения в ходе индивидуальных и групповых (в том числе ролевых) игр и степень соответствия этих характеристик психологическим особенностям игрового поведения детей, подростков и взрослых; парадигмы покупательского поведения пользователей Интернета и их «отзывчивость» к рекламным воздействиям; стереотипы созидания и восприятия социальных объектов в киберпространстве; стратегии осуществления познавательной деятельности в условиях оперирования гипертекстовыми структурами; перспективы переноса в реальную деятельность приобретенных в виртуальной реальности навыков и умений; специфику так называемой зависимости от Интернета и в частности от отдельных его сервисов (игровых, коммуникативных и т. п.); особенности проявлений конкурентных и кооперативных отношений в условиях групповой деятельности в Интернете; психологические основы принятия решений при навигации в Интернете и т. д. и т. п. Не все перечисленные задачи решаются в должной мере, однако утешает уже то, что постановке такого рода проблем посвящены статьи в десятках тематических сборников и журналов, в числе которых немало электронных публикаций.

Обрисовав (поневоле кратко) в историческом и современном аспектах развитие гуманитарных исследований опосредствованной Интернетом деятельности за рубежом, остановимся на соответствующих направлениях исследовательской работы в нашей стране. Как и другие постсоветские страны, Россия отстает от наиболее развитых в сфере информатизации регионов (Северной Америки, Западной Европы, Австралии, ряда азиатских государств). Это справедливо, по-видимому, даже для Эстонии, наиболее далеко из постсоветских стран продвинувшейся в развитии информатизации и телекоммуникаций. Отставание в развитии телекоммуникаций в целом распространяется и на объем гуманитарных исследований, связанных с Интернетом.

В России активность гуманитариев в соответствующих областях не набрала должного темпа. В сравнении с зарубежными исследованиями фронт ведущихся работ заметно ограничен. Ограниченность эта зачастую вынужденная: если исследование связано с анализом деятельности людей, оно не может быть проведено при отсутствии в русскоязычном Интернете «критической массы» занятых такой деятельностью пользователей. Тем не менее объем публикаций по гуманитарным аспектам деятельности человека в Интернете довольно быстро увеличивается, причем за счет самых разнообразных исследований  социологических, юридических, психологических, экономических, политологических, философских, культурологических, педагогических, искусствоведческих и др. Однако отдельные работы по большей части не складываются в полноценные исследовательские программы и широкомасштабные проекты, отсутствуют регулярно организуемые конференции и специализированные периодические издания, посвященные исключительно (или главным образом) гуманитарному изучению Интернета.

Примером отсутствия координации могут служить актуальные социологические проекты, в особенности наиболее масштабные из них. Ограничимся их перечнем. Более подробно о них говорится в статьях и пресс-релизах на приводимых ниже сайтах, а также в печатных изданиях [10; 19; 26]. Репрезентативные исследования актуальной аудитории Интернета (из числа жителей городов начиная с районных центров и вплоть до наиболее густонаселенных центров) в России начались в 1996 г., пионером выступила основанная в 1991 г. компания КОМКОН (http://www.comcon-2.com). Изучение интернет-аудитории проводится КОМКОНом в рамках проекта «Web-вектор».

В настоящее время на рынке репрезентативных социологических опросов успешно работают еще несколько организаций. Среди них компании «Gallup Media» (http://www.gallup.ru) и «Gallup Ltd» (http://www.gallup.spb.ru), которые поначалу ограничивали свою активность анализом аудитории российского Интернета в Москве и в С.-Петербурге, однако начиная с 2000 г. компания «Gallup Media» приступила к реализации проекта «NRS-Россия», т. е. к изучению аудитории Интернета в России в целом. Заметное место среди ведущих практическую работу социологических центров занимает также «Группа monitoring.ru»  Агентство региональных политических исследований (АРПИ), работающее в содружестве с Национальным институтом социально-психологических исследований (НИСПИ) и публикующее краткие отчеты о проведенных исследованиях на сайте http://www.monitoring.ru. Обширное репрезентативное исследование было реализовано в конце 2000 г. Фондом «Общественное мнение» (http://www.fom.ru); итоги его в виде отчета «Интернет в России / Россия в Интернете» опубликованы на сайте http://internet.strana.ru.

Ряд репрезентативных исследований осуществлен также компанией «GFK Market Research» (http://www.gfk.ru); периодически извещает о проведенных исследованиях исследовательский центр РОМИР (http://www.romir.ru). Кроме осуществляющих опросы социологических организаций обширную и регулярно обновляемую статистическую информацию об аудитории российского Интернета предоставляют компания «SpyLOG» на основании показаний одноименного сетевого счетчика и программного технологического комплекса (http://www.spylog.ru, http://gs.spylog.com, http://gs.spylog. ru) и компания RAMBLER, осуществляющая проект «Ruметрика» (http://rumetrica.rambler.ru).

Автор: Войскунский А.

Е.

Источник:  http://www.portalus.ru/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1106583596&archive=1129709116

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий