Составление цены на сайт

Как правило, ни одна компания не может решить все стоящие перед ней проблемы в области информационных технологий исключительно собственными силами. Однако каждый раз, когда она прибегает к помощи стороннего подрядчика, ей приходится определять, сколько это будет стоить. Конечно, универсального способа подобных подсчетов не существует, но чужой опыт сослужит неплохую службу тем, кто хочет, чтобы разговор между заказчиком и исполнителем был более конкретным. В публикуемом здесь материале раскрывается методика формирования стоимости при создании корпоративного Web-сайта в одной из дизайн-студий. Безусловно, в статье излагается лишь один из десятков возможных подходов. Эта статья написана с целью объяснить разработчикам, а также тем, кто заказывает сайты, из чего складывается окончательная стоимость их изготовления в Web-студиях. Под Web-студией будем понимать официально зарегистрированную фирму с полным спектром Интернет-услуг и штатом профессионалов* – дизайнеров, программистов, специалистов по рекламе. Ко всему остальному – коллективам вольноработающих студентов, отросткам крупных компаний, руководство которых подумало: “А почему бы не занять некоторых сотрудников Web-дизайном?”, к отдельно взятым новоявленным дизайнерам, состряпавшим во FrontPage пару страниц – и к другим подобным образованиям эти расчеты неприменимы. Итак, предположим, от заказчика поступило предложение: сделать корпоративный сайт с качественным дизайном, системой новостей и подписок на новости, рассылок, Интернет-магазином, форумом и заполнить его предоставленными материалами. Сроки Это первое, что нужно определить. Обычно фирма-заказчик не может четко сформулировать требования к работе, поскольку не всегда представляет, чего именно ей хочется. Это выясняется при встречах или из переписки, на что уходит довольно много времени: зачастую вы делаете предложения по навигации, дизайну, выясняете тонкости программных решений, а заказчик не может сразу ответить, так как ему необходимо посоветоваться с коллегами, получить одобрение у высшего начальства. Для вашей студии это время (и деньги) менеджера, который после того, как выяснит требования, еще должен будет это все перевести в понятное программисту и дизайнеру техническое задание. Итак, мы получили первую единицу рабочей силы именуемой МЕНЕДЖЕР. Существует два варианта составления технического задания: либо заказчик сам отвечает на поставленные вопросы, либо ваши вопросы ставят его в тупик и он просит вас составить предложение по техническому заданию. Тут можно или расписать все, исходя из опыта предыдущих работ, или провести новый анализ – понять задачи и цели сайта, предложить лучшее решение по навигации, расположению блоков, удобству. Второй вариант зависит от благосостояния вашей студии. Если вы нацелены на крупных корпоративных клиентов, то можете сделать эту работу бесплатно и впоследствии включить усилия эксперта-аналитика в смету, либо заключить отдельный договор на составление технического задания. От проработанности технического задания очень сильно зависят дальнейшие стадии разработки. Если вы чего-то не учли или что-то не оговорили, то это – ваша вина, а не заказчика, который может и не подозревать о сложностях. И именно ваша студия будет нести расходы за задержку разработки невыясненных сразу деталей. Но предположим, все требования по программированию до мельчайших подробностей выяснены и поставленные задачи могут быть решены профессиональным программистом за 9 рабочих дней, а менее подготовленным – за 18 дней (профессионал получает в два раза большую зарплату, но на смету эта разница не должна влиять). Предположим, что у вас есть уже готовые программные модули с типовыми ценами – форум ($100) и новости ($250). Определение стоимости ваших готовых программных разработок – тема отдельного разговора. Подключение форума и системы рассылки новостей к сайту называется компоновкой программных модулей. Больше проблем с дизайном сайта, поскольку здесь все зависит от совокупности профессионализма дизайнера и восприятия им требований заказчика. Под словом “дизайнер” я понимаю художника-креативщика, который продумывает и создает в Adobe PhotoShop или иными методами концепцию дизайна и необходимые элементы оформления. Тот же, кто нарезает дизайн в HTML и занимается версткой материалов, называется верстальщиком. Дизайнер кроме всего прочего должен быть хорошим психологом, чтобы выполнить требования клиента и при этом не нарушить законы композиции. Но даже у профессиональных дизайнеров бывают творческие кризисы, поскольку подсознательно они не хотят выполнять работу плохо, и со сроками здесь определиться сложнее. Опыт показывает, что на разработку дизайна сайта уходит от 4 дней до 3 недель. Стоимость и сроки зависят от эксклюзивности работы. Бывает, заказчику необходим концепт, идея, и он готов вам платить за эксперименты. Это могут быть наброски от руки, на планшете или фотографии. Недавно моему знакомому дизайнеру было заказано для сайта изображение кролика – причем нужен был эксклюзив. Так вот, ему пришлось пойти на рынок, купить живого кролика, посадить его в необходимой позе и отснять дубли, после чего обрабатывать фотографию в PhotoShop. Эти расходы тоже включаются в стоимость сайта. Но предположим, что все рисуется от руки и в графических программах. То есть никаких расходов на материалы не существует и все изображения, которые можно использовать (оговорюсь: можно, а не необходимо), предоставляет заказчик. На этом этапе необходимо заранее оговорить, сколько версий дизайна вы предоставляете. Мы обычно вписываем в договор не более трех (естественно, абсолютно различных). Тут получают преимущества студии с большим портфолио. Заказчик ожидает, что уровень исполнения заказа будет не ниже того, что у вас в порфолио. И если он обратился к вам, то значит, ему нравится стиль, в котором сделано большинство ваших работ (даже если сайты с виду абсолютно разные, все равно почерк дизайнеров виден). На тщательную проработку трех вариантов оформления и создания элементов сайта тремя дизайнерами потребуется максимально 7 дней. Либо 21 день, если будет работать один дизайнер. После этого неопределенное количество времени будет потрачено на то, чтобы заказчик выбрал один из вариантов и внес свои коррективы (как это ни неприятно, но это случается), а затем затратим еще четыре дня на доработку. Все контакты с заказчиком в этот период осуществляет только менеджер проекта. Итого – 11 дней на дизайн сайта. Нарезку дизайна верстальщик производит за один день (на самом деле час-два плюс устранение “глюков” под Netscape Navigator). Нельзя резать сложный дизайн в программах, которые делают это автоматически (например, Macromedia FireWorks): они часто увеличивают объем графики или HTML-кода. Конечно, дизайнер должен знать особенности нарезки, но верстальщик сделает эту работу лучше. На верстку предоставленного материала (текст и графика, вместе с оптимизацией, 30 страниц) уйдет два дня. Еще один аспект работы – это дизайн интерфейсов в программных частях. За него отвечают дизайнер и верстальщик. Если необходимо продумать удобное расположение множества кнопок, то на этот этап уйдет дня три у дизайнера и по два дня у программиста и верстальщика. На согласование вывода программной части с дизайном уйдет еще два дня. Последний, возможно, самый длительный процесс – это тестирование готового сайта в различных браузерах, поиск ошибок в программных частях, исправление ошибок, доводка. На это может потребоваться до семи дней (ошибки сначала ищут ваши специалисты, а потом заказчик). Затраты Попытаемся выстроить эффективный цикл выполнения заказа. Понятно, что если сократить число исполнителей, то заказ будет выполняться намного дольше, причем стоимость его немного повысится для заказчика из-за простоев некоторых работников. В крупных заказах для расчета стоимости и слежения за выполнением этапов проекта можно использовать программу Microsoft Project. Добиться эффективности работы – задача менеджера проекта. Стоимость заказа во многом зависит от территории, где он изготовлен. Многие заметили, что создать сайт в Москве дороже, чем в Санкт-Петербурге или Хабаровске. В первую очередь это зависит от стоимости рабочей силы. Возьмем для примера средние зарплаты по Санкт-Петербургу (каждый работник получает $400 в месяц, или $16,6 в день). Для простоты расчетов рассмотрим ситуацию, когда все получают одинаково, хотя в жизни, конечно, так не бывает. Скажем, сейчас рынок программистов переполнен, а профессиональных дизайнеров не хватает. Итак, над проектом работали: программист (1 чел.) 16 дней; дизайнер (3) 30 дней; менеджер (1) 21 день; верстальщик (1) 9 дней; тестер (1) 7 дней. Итого получается 83 человеко-дня, что соответствует $1380. Это себестоимость чистой работы. Теперь учтем работу менеджера с клиентом – 7 дней. Учтем погрешность за простой между видами работ (разрывы в графике – плюс 9 дней), итого еще $265, а в сумме $1645. Дальнейшие расходы зависят от фирмы. Это постоянные расходы на бухгалтера, амортизацию и обслуживание оборудования, использование Интернета, телефонов, аренду помещения, отпуска, рекламу, уборщиц и т. п. Для разных студий эта сумма различна, но предположим, что они укладываются в $1400 в месяц. На проектные затраты влияет количество одновременно выполняемых заказов. При постоянном потоке заказов промежутки простоя уменьшаются, хотя обычно разрывы неизбежны. Если в месяц идет три типовых заказа, то в нашем примере (для простоты генерального директора считаем одним из работников) к смете можно смело прибавлять $200, поскольку менеджер вполне справляется с тремя проектами одновременно (если одновременно в месяц исполняется два заказа, то нужно прибавлять $500). Получается, чтобы студия не ушла в минус, стоимость проекта должна составить $1845. Как считать прибыль Теперь поговорим о том, как рассчитывается прибыль студии. Здесь одно из слагаемых – это положительный имидж студии. Зарекомендовавшая себя с хорошей стороны студия всегда сдает работу вовремя, и ее заказчики уверены, что сроки, написанные в календарном плане, – истинные. Один из наших теперешних заказчиков однажды решил сэкономить и обратился в малоизвестную студию, делавшую все значительно дешевле за счет расположения на периферии. Началась работа, рассчитанная на месяц. Через две недели фирма неожиданно отказалась от заказа, так как он велся для политического деятеля, чьи взгляды не совпадали со взглядами руководства студии. Денег за созданный к этому моменту дизайн не взяли. После чего заказчику пришлось срочно искать нового исполнителя. После непродолжительных поисков нашлась неизвестная московская студия (не зарегистрированная официально), которая согласилась выполнить программную часть за небольшие деньги. Она показала портфолио, получила предоплату и приступила к работе. Прошел месяц, а результатов не было видно. Еще через месяц вышла какая-то абсолютно недоделанная версия, причем программист уверял, что он линуксоид и объяснял, что работать с кодировкой Windows нельзя, и все документы необходимо набивать в KOI-8. Но студия обещала все скоро доделать. Прошел еще месяц, и все, кто работал над проектом, исчезли. Невозможно было дозвониться, на письма не отвечали. Заказчику пришлось плюнуть и искать новый способ закончить разработку. Опять же после непродолжительных поисков был найден программист-фрилансер с Украины, который четко пообещал выполнить задачу в очень короткие сроки. И действительно, прошла неделя и черновой вариант был готов. Заказчик перечислил 70% предоплаты за работу, и все – тишина, программист день не отвечает, неделю: А сроки давно уже сгорели, бюджет истощился, времени прошло пять месяцев, ждать больше нету сил. И уставший заказчик обращается в нашу студию с просьбой доработать “мелочи”. То есть нужно было быстро проанализировать код, написанный другим человеком, не пожелавшим оставить комментарии в программе, и исправить ошибки. Процесс поиска чужих ошибок – это страшная вещь, сложнее исправления собственных ошибок. За эту работу заказчику пришлось, естественно, нам заплатить. После чего он проклял неизвестные фирмы и пришел к выводу, что лучше работать с людьми, которые отвечают за каждое свое действие. Ведь вся работа могла быть выполнена за месяц при тех же затратах. При этом следует учитывать трату нервов и времени заказчика. Вывод из этой истории таков: очень много значит репутация студии. Чем выше эта репутация, тем больше риска, что не уложенное в срок задание отразится на последующих отношениях с клиентами и будут потеряны заказы. За фактор компетентности, репутацию и ответственность мы добавляем 20% к стоимости работ (соответственно если студия – лидер, то этот процент может быть выше). То есть стоимость нашего проекта для заказчика увеличивается до $2213. Второй фактор – это сложность и уникальность задачи. Например, в приведенном в статье задании этого фактора нет: обычные требования, для их выполнения нужен только опыт. Но, например, разбираться в чужом коде, выполнить задание в ускоренном режиме (без выходных), написать уникальную систему, создать дизайн, на который все будут “молиться”, – это уже неординарные задачи, их не может выполнить любая студия или любой фрилансер. За уникальность вдобавок приходится выплачивать премии или проценты работникам, поэтому за все это можно накидывать от 40% и выше. Третий фактор – это слаженность команды. Задача и сроки, описанные выше, невыполнимы, если у вас нет четко взаимодействующего между собой коллектива. Добавляем 10% к стоимости, получается $2400 . Готовые программные модули “форум” и “новости” стоят в сумме $350 (это дешевле, чем писать их с нуля). Прибавляем ее, и стоимость изготовления сайта становится равной $2850. Также следует взять в расчет и другие факторы, например, НДС. Дополнительные факторы, влияющие на стоимость В период тестирования уже учтены затраты человеческих ресурсов. Но если заказчик что-то захочет переделать, на это приходится идти, чтобы клиент остался доволен. Но эти поправки должны быть небольшими по срокам и сложности, и они должны оговариваться в договоре. Если заказчик на фазе тестирования говорит: “Я еще хочу, чтобы Интернет-магазин выдавал, сколько продукции осталось на складе”, – то нужно объяснить ему, что это дополнительное условие вовсе не мелочь и оно будет отражено в отдельной смете. Лучше всего просить заказчика собрать в течение месяца пожелания посетителей, а также руководства и персонала по обслуживанию сайта, продумать их и после этого составить новое ТЗ. По деньгам это получается дешевле как для вашей студии, так и для клиента. Поскольку, как показывает жизнь, идеальных сайтов не существует, требования посетителей увеличиваются, то над сайтом нужно вести постоянную работу. Итого стоимость нашего средненького сайта обойдется заказчику в $2850. Студия за месяц работы получит порядка $600 – но это деньги на развитие компании, на благообеспечение и фонд зарплаты в моменты кризисов. Если мы берем в расчет эксклюзивный дизайн с креативными изображениями, то стоимость сайта может подскочить до $5000-$7000. Стоимость сайта можно уменьшить за счет сокращения рабочих мест или за счет разработки только одного макета дизайна. Можно сэкономить за счет качества работы, поскольку дизайнер может сделать макет за день, только при этом увеличится вероятность, что он не устроит заказчика. Можно использовать дизайнера-художника-верстальщика в одном лице, выкинуть из расчетов тестера, как сейчас это делают многие (пусть, дескать, заказчик сам ищет ошибки). Однако заказчик должен понимать, что сокращение стоимости, а соответственно, и сроков сильно влияет на качество. Считаю, что разработчики не должны видеть подписанного с заказчиком календарного плана, поскольку это может их расслабить и задача будет выполнена в срок лишь на бумаге. Менеджер проекта всегда должен увеличивать срок выполнения заказа, не пересчитывая стоимость. Это нужно для подстраховки, поскольку всегда возникают неожиданные подводные камни и в последний момент все сотрудники студии судорожно пытаются доделать работу. Лучше не уложиться в срок, обозначенный для себя, чем в срок, оговоренный с заказчиком. То есть в нашем примере время разработки сайта по календарному плану составит не 21, а 28 дней при той же стоимости. Менеджер может увеличить стоимость, если фирма-заказчик является крупным брэндом в своей области. Это связано с тем, что крупные клиенты, как правило, отдают заказы в руки дорогих и престижных фирм. Обращаясь в известную студию, они сохраняют имидж. К тому же крупные студии чаще “светятся” в СМИ – и информация о сайте заказчика будет всплывать в связи с пресс-релизами, соответственно увеличивая число его потенциальных посетителей. Одна известная музыкальная группа, например, однажды заявила, что те, кто ей хочет сделать сайт, пусть платят сами, потому что имя стоит денег. Я не учитывал в наших расчетах лицензионное ПО, поскольку в российских условиях эти расчеты можно делать лишь тогда, когда его используют как заказчики, так и студии. Пока общая экономическая ситуация в стране не улучшится, лицензионные продукты могут позволить себе лишь студии, работающие на Запад. Соответственно сумма изготовления сайта увеличилась бы. (Если у вас есть лицензионный Windows и 1C – это не означает, что весь ваш софт лицензионный. Вспомните о Microsoft Office, FAR, The Bat, PhotoShop, Macromedia FLASH, Dreamwaver и о куче других программ.) Подойдем к заключению, посвященному, собственно, самой смете. Мы пишем наименования видов работ и выставляем цены, разделяя общую сумму и учитывая затраченное время в человеко-днях по нашему графику работ. Тестирование в основном относится только к верстке и программированию, поэтому приписываем его к этим видам работ. Из человеко-дней вычитаем трудовые затраты менеджера – полагая, что он одинаково распределяет усилия на выполнение всех видов работ, и вычитаем затраты на прикручивание модулей “новости” и “форум”. В результате получается 48 человеко-дней. После перерасчетов, исходя из общей стоимости работ в $2850, вычисляем стоимость единицы работы: цикл в 21 день стоит ($2850 – $350)/48 человеко-дней = $52. Дизайн сайта (26 человеко-дней) = 1352. Дизайн программных интерфейсов (3) = 156. Верстка дизайна (1) = 52. Верстка предоставленного материала (2) = 104. Программирование Интернет-магазина (15) = 780. Система новостей (1; заранее установленная стоимость $250) = 250. Форум (1; заранее установленная стоимость $100) = 100. Компоновка программных модулей (1) = 52. Окончательную смету составляем, откидывая дробные и “некрасивые” цифры: Дизайн сайта (3 варианта) = 1350. Дизайн программных интерфейсов = 150. Верстка дизайна (нарезка) = 60. Верстка предоставленного материала = 100. Программирование Интернет-магазина = 780. Система новостей = 250. Форум = 100. Компоновка программных модулей = 60. * Отличие профессионала от обычного работника в том, что у профессионала есть многолетний опыт и компетентность в своей области. Например, первое, что я делаю при приеме программиста на работу, это посылаю ему тестовое подробно расписанное техническое задание, которое прошу не выполнить, а лишь оценить сроки и стоимость его исполнения как разового заказа фрилансеру. От одного приходит ответ: “Это задача средней сложности, я буду выполнять ее в течение месяца, и это будет стоить $1000”. Второй говорит: “Задача несложная – я ее выполню за два дня, стоимость $300”. Именно из соотношения цены и срока я уже вижу, с кем можно начинать разговор о принятии на постоянную работу, а с кем нет. В первом случае человек переоценил себя, то есть я буду платить ему большие деньги за то, чтобы он набрал опыта, во втором случае человек недооценил труд, не учел все сложности, но как фрилансер поставил примерно правильное соотношение. Реально задача пишется за пять дней. Профессиональный верстальщик – это тоже редкость. Многие, кому я давал тестовое задание, не могли с ним вообще справиться, хотя у основного верстальшика на это уходило полчаса (он знает множество подводных камней, которым многие не придают значения). Статья опубликована в еженедельнике PC Week/RE, № 19/ 2002, № 20/ 2002 Автор – менеджер проектов компании ArtLogic Станислав Сваричевский

Добавить комментарий