Что такое эмоции?

Хотя мы в состоянии обсуждать эмоции и можем быть абсолютно уверены в том, что понимаем друг друга, когда описываем, например, страх, ученые до сих пор не смогли выработать достаточно четкого определения эмоции — такого, которое не содержало бы субъективных понятий и не сводилось к перечис­лению признаков. Поэтому вместо попыток дать определение мы будем в своих рассуждениях исхо­дить из общего понимания того, что испытывают люди, когда говорят: «я очень зол», «мне грустно» или «я счастлив». Американский психолог Уильям Джеймс – созда­тель одной из первых теорий, в которых субъек­тивный эмоциональный опыт соотносится с физио­логическими функциями, – описывал огромную роль эмоций в жизни человека следующими словами Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно ли­шились всех эмоций, которыми наполняет вас окружаю­щий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприят­ной оценки, без внушаемых им надежд или опасений. Тако­го рода отчужденное и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь в нем ни одна часть Все­ленной не должна иметь большего значения, чем какая-либо другая, и вся совокупность вещей и событий не будет иметь смысла, характера, выражения или перспективы. Все ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своем мире, – все это чистый продукт созерцающей лично­сти.

Работы Джеймса, проведенные в конце XIX века, вместе с учением Зигмунда Фрейда и некоторыми другими теориями, относящимися к XX веку, послу­жили фундаментом для современных исследований мозга и эмоций.

Работы Джеймса, проведенные в конце XIX века, вместе с учением Зигмунда Фрейда и некоторыми другими теориями, относящимися к XX веку, послу­жили фундаментом для современных исследований мозга и эмоций.

Теории эмоций

Всем известны висцеральные изменения, которые сопровождают эмоциональное возбуждение, – измене­ния в ритме сердца, дыхания, в моторике желудка и кишечника и т. п. Уже не меньше ста лет ученые хо­рошо знают, что всеми этими изменениями руководит мозг. Но каким образом мозг вызывает эти из­менения и как они связаны с эмоциями, которые испытывает личность, было и остается предметом споров.

Ранние работы Фрейда в области неврологии

Зигмунд Фрейд обучался неврологии, и его ранние работы были посвящены нервной системе. Он не был согласен с господствовавшим в его время предста­влением о мозге как комплексе локальных специали­зированных областей (эти представления опирались на данные Поля Брока и Карла Вернике, открывших специфические «речевые центры»). В 1895 году в статье «Проект научной психологии» Фрейд выска­зал свои предположения о том, как действует нерв­ная система.

Его гипотезы удивительно точно предвосхитили последующие открытия. Коротко говоря, он предпо­лагал следующее:

1. Центральная нервная система состоит из двух главных отделов. Первый из них образуют длинные волокнистые тракты, передающие импульсы от от­даленных областей тела к высшим мозговым цен­трам, и сами эти центры, где каким-то образом пред­ставлена периферия тела. Второй отдел состоит из «ядерных» систем в глубине головного мозга, ко­торые регулируют внутреннее состояние орга­низма.2. Элементы нервной системы вырабатывают ве­щества, которые циркулируют в организме и могут возбуждать нервные клетки мозга, делая возможны­ми петли положительной обратной связи.

3. Мозг функционирует благодаря электрической активности нервных элементов, которые, будучи достаточно возбуждены, могут разряжаться.

4. Нервные элементы отделены друг от друга «контактными барьерами» (представление о синап­сах многими оспаривалось в то время, когда Фрейд писал свою статью), и один элемент может передать возбуждение другому только тогда, когда этот «кон­тактный барьер» (синапс) будет преодолен.

5. Нервные элементы могут возбуждаться до та­кого уровня, который недостаточно высок, чтобы по­следовал разряд.

Фрейд пытался объединить эти представления (которые, как оказалось, в большей своей части были вполне корректны) в теорию, объясняющую работу мозга и, в частности, роль эмоций в процессе мышле­ния. Он полагал, что низкий уровень возбуждения не­рвных элементов в глубине головного мозга вызы­вает (подсознательное) чувство дискомфорта. Пере­данное в кору, это чувство может возбуждать потребность во взаимодействии с внешним миром, как это происходит, например, при еде или половом акте. Это взаимодействие в свою очередь ведет к уменьшению первоначального дискомфорта, поэто­му вызывает чувство удовольствия. Удовольствие имеет тенденцию усиливаться, т. е. уменьшать со­противление «контактных барьеров» между нервны­ми элементами при последующей передаче сигналов. Повторяющиеся разряды в одном и том же проводя­щем пути все больше облегчают такую передачу — иными словами, происходит научение.

Подобное научение, или опыт, как полагал Фрейд, изменяет структуру «сердцевины» (глубинной обла­сти) головного мозга. От того, какие пути в этой области окажутся наиболее проторенными, будет зависеть структура человеческого «я», или личности. Эффективные проводящие пути становятся «мотива­ми». Когда кора воспринимает эти мотивы, они ста­новятся «желаниями». «Эмоции»,- говорил Фрейд, – это усиление или уменьшение чувства дискомфорта в глубине мозга. «Мысль» представляет собой ре­зультат сравнения «желаний» с «восприятиями»; другими словами, мысль — это продукт несоответ­ствия между тем, каковы вещи в действительности, и тем, какими мы хотели бы их видеть.

Поскольку методы исследования мозга во времена Фрейда были еще весьма грубыми, он отказался от попытки связать свою теорию личности с физиоло­гией. Тем не менее в своей позднейшей теории пси­хоанализа он выразил многое в форме метафориче­ского описания физиологических процессов.

Теория Джеймса-Ланге

За несколько лет до того, как была написана статья Фрейда, Уильям Джеймс, отталкиваясь от идей дат­ского психолога Карла Ланге, сформулировал кон­цепцию, которая сегодня известна как теория эмоций Джеймса-Ланге (рис. 99).

Рис. 99. Теория эмоций Джеймса-Ланге.

Казалось бы, всякий, увидев перед собой раскры­тую пасть льва, сначала осознает, что ему «страш­но», и лишь потом ощутит вегетативное возбужде­ние, сопровождающее чувство страха. Но не случа­лось ли вам, сидя вечером у себя дома за книгой, вдруг почувствовать, как что-то движется возле вас? И хотя вы, вероятно, не вполне уверены в том, что именно вы видели и видели ли вообще что-нибудь, сердце ваше учащенно забьется, а во рту станет сухо. Согласно теории Джеймса-Ланге, человек, оцепенев­ший на мгновение после напугавшего его события, сначала замечает, что сердце его колотится и во рту пересохло, а уже затем делает вывод: «До чего же я испугался!» В сущности, теория эта предполагает, что после восприятия, вызвавшего эмоцию, субъект переживает эту эмоцию как ощущение физиологиче­ских изменений в собственном организме. Иными словами, физические ощущения и есть сама эмоция. Как говорил Джеймс, «мы грустим, потому что пла­чем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, по­тому что дрожим» (James, 1884).

Хотя эта теория, подобно более поздней теории Фрейда, пыталась найти физиологические основы эмоций, Джеймс не смог подкрепить ее фактически­ми данными. Как и Фрейд, Джеймс потерял интерес к физиологии. Позднее он оставил также и психоло­гию, занявшись философией. Однако впоследствии были получены экспериментальные данные, в какой-то мере подтверждавшие его теорию.

Теория Кэннона-Барда

В 1929 году физиолог Уолтер Кэннон пришел к поразительному выводу, что в теории Джеймса-Ланге ошибочно само исходное предположение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой соб­ственный набор физиологических изменений. Иссле­дования Кэннона показали, что одни и те же физио­логические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций. Например, мурашки появляются у вас и тогда, когда вы слушаете прекрасную музыку, и тогда, когда наблюдаете вскрытие трупа. Таким образом, эмоция — это нечто большее, чем ощуще­ние, связанное с вегетативной реакцией. Совре­менные данные, пожалуй, свидетельствуют в пользу точки зрения Кэннона. Состояния возбуждения при сильных эмоциональных реакциях действительно ка­жутся одинаковыми, и они доходят до сознания срав­нительно медленно.

Теория Кэннона, которая впоследствии была модифицирована Филиппом Бардом, в сущности утвер­ждала, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала проходят через таламус. Затем возбуждение как бы расщепляется: половина идет в кору больших полушарий, где поро­ждает субъективное переживание страха, гнева или радости; другая половина идет в гипоталамус, ко­торый управляет физиологическими изменениями в организме. Согласно теории Кэннона-Барда, психо­логическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно (рис. 100).

Рис. 100. Теория эмоций Кэннона-Барда.

Физиологическая часть теории Кэннона-Барда не была верна в деталях. Но она вернула процесс воз­никновения эмоций из периферических органов, куда его относила теория Джеймса-Ланге, обратно в мозг.

Круг Папеса

Теория Кэннона-Барда подчеркивала роль таламуса как «центра» эмоций. Благодаря работам анатома Джеймса У. Папеса (1937) и его продолжателей мы сегодня знаем, что эмоции — это не функция специфи­ческих «центров» мозга, а результат активности сложной сети – «круга Папеса» (рис. 101). Струк­туры, объединенные в круг Папеса, составляют боль­шую часть того, что сегодня называют лимбической системой.

Рис. 101. Многое из того, что ныне объединяют под названием лимбической системы, входило в «круг Папеса».

Папес называл свою схему «потоком эмоций». Он также говорил о «потоке движения», который пере­дает ощущения (т. е. сенсорные сигналы) через тала­мус к полосатому телу, и о «потоке мысли», который передает ощущения через таламус к главным отде­лам коры мозга. Папес утверждал, что при объедине­нии этих потоков «сенсорные возбуждения… полу­чают свою эмоциональную окраску». Вклад Папеса даже сегодня составляет основу того, что ученые знают о нейроанатомии эмоций.

Источник: http://mozg-razum.narod.ru/emotion.htm

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий