Страх Печать E-mail
Страх - эмоция, возникающая в случаях реальной или воображаемой угрозы существованию организма, его ценностям, идеалам и принципам и направленная на источник опасности. 1) в психологии отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.). 2) Одно из основных понятий экзистенциализма. Было введено С. Кьеркегором, различавшим обычный "эмпирический" страх-боязнь (нем. Furcht), вызываемый конкретным предметом или обстоятельством, и неопределённый, безотчётный страх-тоску (нем. Angst) - метафизический страх, неизвестный животным, предметом которого является ничто и который обусловлен тем, что человек конечен и знает об этом. У М. Хайдеггера страх открывает перед "экзистенцией" её последнюю возможность - смерть. У Ж. П. Сартра метафизический, экзистенциальный страх (angoisse) истолковывается как страх перед самим собой, перед своей возможностью и свободой. Ничто, категория ряда идеалистических систем онтологии, означающая отсутствие, небытие конкретного сущего или же отсутствие бытия вообще. В истории идеалистической философии начиная с античности можно проследить два основных подхода к ничто. В системах одной группы (Платон и неоплатонизм, средне-вековая христианская мистика, Гегель и др.) ничто причисляется к ключевым категориям онтологии (как бог, бытие, абсолют и т.п.) и отвергается принцип ex nihilo nihil fit (из ничто ничего не возникает). При втором подходе к проблеме, восходящем к элейской школе древне-греческой философии, утверждается происхождение ничто из формального отрицания, т. e. ничто является только формально-логическим понятием, а роль проблемы ничто в онтологии полностью снимается. В материалистической философии ничто не является философской категорией, т.к. она исходит из того, что материальный мир неуничтожим, а чистое несуществование и абсолютная пустота не возможны. 3) Ранний психоанализ, также различая рациональный страх перед внешней опасностью и глубинный, иррациональный страх, трактовал последний как результат неактуализированных жизненных стремлений, подавления невоплощённых желаний. В современном неофрейдизме страх становится как бы всеобщим иррациональным состоянием, связанным с иррациональным характером современного буржуазного общества, и главным источником невроза. Ряд теорий происхождения религии, восходящих к античности (Демокрит, Лукреций, в новое время - Д. Юм, П. Гольбах, Л. Фейербах и др.), рассматривают чувство страха как причину возникновения религиозных представлений и верований. Источник: Большая Советская Энциклопедия - проект Рубрикон
 
« Пред.   След. »
Подключиться к кабельному телевидению