Интерес

Интерес – (от лат. interest – имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями и т. д. – участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов. Французские материалисты 18 в. К. А. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро предпринимают, по выражению Г. В. Плеханова, первую грандиозную попытку объяснить общественную жизнь с помощью интереса. Интересы людей противопоставляются ими как божественному предопределению, так и случайным обстоятельствам исторического процесса. В интересе они усматривают реальное основание нравственности, политики, общественного строя в целом. “Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета” (Гельвеций К. А., Об уме, М., 1938, с. 34). Однако французские материалисты не вышли за рамки идеалистического понимания общественной жизни, поскольку социальный интерес рассматривался ими как простая сумма индивидуальных интересов. Сами же индивидуальные интересы они выводили из чувственной природы человека, остающейся в целом неизменной. Отсюда тезис Гельвеция о том, что голод и любовь правят миром. Важную роль в развитии теории интереса сыграл Г. Гегель, который, вслед за И. Кантом, подчёркивал несводимость интереса к грубой чувственности, к естественной природе человека. “Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов… и лишь они играют главную роль” (Гегель, Соч., т. 8, М.-Л., 1935, с. 20). Люди “добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения” (там же, с. 27). Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерения и сознания, и этот “остаток”, проявляющийся в конечных результатах человеческих деяний, связан у него с хитростью мирового разума, с абсолютной идеей, осуществляющей себя в истории через бесконечное многообразие потребностей и интересов.

Абсолютная идея, одно из главных понятий в философских системах объективного идеализма. Например, в системе Гегеля понятие абсолютной идеи выражает высший синтез, первооснову всего сущего, а природа и дух выступают как различные формы существования абсолютной идеи, как её инобытие и, следовательно, производны от неё (см., в частности, Соч., т. 5, М., 1937, с. 636—45). В неогегельянстве и абсолютном идеализме понятие абсолютной идеи не имеет столь широкого содержания и выражает лишь абсолютизированное мышление. Марксизм сохраняет все положительные моменты в толковании интереса, полученные в истории общественной мысли, подчёркивая вместе с тем объективные основания социального интереса. “Экономические отношения каждого данного общества, – писал Ф. Энгельс, – проявляются прежде всего как интересы” (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 18, с. 271). Поскольку экономические отношения порождают разделение общества на классы, постольку классовые интересы оказываются наиболее существенными, глубокими, определяющими во всём многообразии национальных, групповых и индивидуальных интересов. Социальные интересы обусловлены экономическим положением тех или иных общественных групп; вместе с тем они не сводятся к этому положению, поскольку не существуют помимо того или иного их выражения в виде настроений, взглядов, эмоциональных реакции, идеологии и т. п. В противоположность так называемому экономическому материализму, абсолютизирующему экономические интересы, марксизм-ленинизм исходит из того, что содержание коренных классовых интересов гораздо шире, нежели экономические потребности этого класса. В социальных интересах закрепляется отношение данного класса или социальной группы ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.

Один из наиболее существенных моментов материалистического понимания истории состоит в выяснении взаимозависимости между интересом и идеологией. “”Идея” всегда посрамляла себя, как только она отделялась от “интереса”” (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 89). В. И. Ленин писал, что “люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов” (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 47).

При решении вопроса о классификации интересов выделяется несколько наиболее существенных оснований. Интересы различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, духовные), по характеру субъекта (национальные, государственные, партийные и т. д.), по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы), по возможностям их осуществления (реальные и мнимые), по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).

А. Г. Здравомыслов.

Интерес в психологии – отношение личности к предмету как к чему-то непосредственно для неё ценному, привлекательному. Содержание и характер интересов человека связаны как со строением и динамикой его мотивов и потребностей, так и с характером тех культурных форм и средств предметного освоения действительности, которыми он владеет. Формирование мотивационной сферы в процессе развития ребёнка, а также усвоение, совершенствование и прогрессирующая интериоризация приёмов и средств действия превращают первоначально безотчётные, непроизвольные и ситуативно-эпизодические интересы ребёнка в интересы сознательные, произвольные и устойчивые. По мере раскрытия предмета интерес к нему может перерастать в самостоятельную потребность в нём (познавательную, эстетическую и т. д.). Проблема целенаправленного формирования интересов, ещё мало разработанная в современной психологии, имеет большое значение для практики обучения и воспитания.

Литература:

  1. Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч.,2 изд., т. 2;
  2. их же, Немецкая идеология, там же, т. 3;
  3. Энгельс Ф., К жилищному вопросу, там же, т. 18;
  4. Ленин В. И., Карл Маркс, полн. собр. соч., 5 изд., т. 26; его же, Три источника и три составные части марксизма, там же, т. 23;
  5. Оранский С. А., Основные вопросы марксистской социологии, ч. 1, 3 изд., Л., 1931;
  6. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946;
  7. Здравомыслов А. Г., Проблема интереса в социологической теории, Л., 1964;
  8. Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1965;
  9. Айзикович А. С., Важная социологическая проблема, “Вопросы философии”, 1965, №11;
  10. Глезерман Г. Е., Интерес как социологическая категория, “Вопросы философии”, 1966, № 10;
  11. Божович Л. И., Личность и её формирование в детском возрасте, М., 1968;
  12. Кикнадзе Д. А., Потребности, поведение, воспитание, М., 1968;
  13. Князев Б. В., Куфтырев А. И., Фетисов А. С., О природе интереса как социального явления, “Вестник МГУ”, 1968, № 4;
  14. Lewin К., Psychologische Situation bei Lohn und Strafe, Lpz., 1930; его же, A dynamic theory of personality, N.Y.,1935.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий