Как научиться управлять своим временем (советы)

Символ нашего времени – спешка, цейтнот, усталость. Всего этого можно избежать, если обращаться со своим временем и силами грамотно, по-научному. О научном подходе к расходованию времени и сил рассказывает нашему корреспонденту ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, лауреат Государственной премии РФ Виктория Юркевич. Замечали ли вы, что приятные события, встреча со знаменитыми людьми, например, пролетают как одно мгновение? Зато, скажем, визит к стоматологу, ожидание приема, “пытки” в зубоврачебном кресле кажутся нам вечностью?

Психологи сформулировали на этот счет закон: При положительных эмоциях время субъективно течет быстрее, при отрицательных – медленнееУ этого закона есть интересное следствие: по прошествии времени эти ощущения меняются на обратные. Встреча со знаменитостью долго вспоминается с мелкими подробностями и уже не кажется такой мимолетной. А скучный визит к стоматологу почти стирается из памяти. Во всяком случае вам уже кажется, что это было недолго.

Используем выводы психологов в домашнем хозяйстве Занимаясь повседневной, рутинной работой по дому, обставьте ее хотя бы маленькими положительными эмоциями. Перед домашней работой позвоните кому-нибудь из друзей и поговорите о детях, о хорошей книге, фильме, телепередаче. Приготовьте себе легкий коктейль, включите любимую музыку и беритесь за уборку. Вот вам и маленький праздник. А если вы будете проявлять в домашней работе выдумку, изобретательность – потраченное время вовсе не будет для вас выброшенным, бесплодно пролетевшим. И главное – оно может показаться в несколько раз короче.

В каком настроении вы работаете, такой и будет продолжительность вашей работы.

Еще один психологический закон о времени Психологи установили еще один парадоксальный закон: Даже отрицательные эмоции создают ощущение от скучной, рутинной работы как от менее тягостной и долгой, чем от работы с полным отсутствием эмоций.

Каково? Стоит накричать на детей или повздорить с соседями – и скучные домашние обязанности пролетят сами собой, почти незамеченными. Потому что ваш разум будет отвлечен в это время на переживание конфликтных эмоций.

Поскольку хуже от этого уже не будет, постарайтесь извлечь пользу из своих отрицательных эмоций и переделать дела, которые давно с неприязнью откладывались: с яростью наброситься и расчистить чулан, разобрать хлам на лоджии, вымыть сантехнику и плиту. Словом, устроить аврал по чистке палубы.

Конечно, заводить себя скандалами – не лучший рецепт для исполнения. Но запомните: очень плохо жить и работать вовсе без эмоций.

Несколько правил, как избавиться от спешки По возможности не назначайте встреч в городе, в транспорте. Лучше встретиться дома, в офисе, в магазине. И тогда нестыковка на 15-20 минут раньше или позже не будет ощущаться такой трагедией.

Не привязывайте своих дел к жестким минутам. В условиях большого города это нереально. А минуты в наше время умеют коварно сжиматься и создавать ощущение катастрофы, когда вы спешите и все равно опаздываете. И они бывают невыносимо тягучими, бесконечными и тоже вызывают стресс, когда приходится ждать кого-то, кто в эти моменты, опаздывая на встречу с вами, также борется с мучительным стрессом спешки.

Французы говорят: “Когда ты заставляешь кого-то ждать, он в это время вспоминает все твои грехи”.

Итак, еще один закон времени: Тот, кто всегда спешит, всегда опаздываетЧаще отдыхайтеСпециалисты по научной организации труда, эффективному использованию времени придумали много уловок по обращению со временем для руководящих работников и для производства. Но ведь и мы – руководящие работники в своем домашнем производстве. Посмотрим, что они подходящего придумали для нас.

Когда Фредерик Тейлор создавал свою систему научной организации труда, он работал инженером в одной сталелитейной компании. Вверенные ему рабочие грузили на грузовики примерно по 12,5 тонн чугуна в день каждый. Больше они были не в состоянии, уже к середине дня они падали от усталости. Тейлор проанализировал их действия и подсчитал, что они могут грузить вчетверо больше не уставая.

Для доказательства он предложил одному из рабочих работать в паре с хронометристом, который постоянно следил за секундомером и командовал: “Сейчас поднимите “чушку” и идите… А теперь присядьте и отдохните… Теперь идите… Теперь отдыхайте”. В результате этот рабочий грузил в день по 47 тонн чугуна, то есть вчетверо больше, как и рассчитал Тейлор. При этом “экспериментальный” рабочий уставал меньше других, которые, выбиваясь из сил, по-прежнему грузили лишь по 12,5 тонн.

Секрет был в том, что рабочий регулярно отдыхал, причем до того, как почувствует усталость. По Тейлору, отработал примерно 26 минут каждый час, а отдыхал 34 минуты. Бездельничал, можно сказать, и с какой пользой!Хозяйки, учитесь у своего сердцаИзбегайте напряжения и усталости, – советует домохозяйкам знаменитый американец Дейл Карнеги. Ничто так не старит преждевременно, не разрушает вашу красоту и молодость, как постоянное напряжение и усталость.

Если ваша основная обязанность – домашняя работа, не считайте, что ваша карьера не удалась. Все еще впереди. А сейчас вы имеете большое преимущество перед теми, кто работает в офисе, институте или даже поет на сцене. В любой момент вы можете прилечь и отдохнуть. Этим вы продлеваете вашу жизнь, красоту и молодость для будущего.

В перерыве между домашними делами можно прилечь на диван и полистать красивый журнал. Но лучше лягте на пол. Жесткий пол тренирует ваш позвоночник, делает упругими мышцы. Вытянитесь, как струнка, напрягите каждую мышцу, а потом полностью расслабьтесь. Закройте глаза и подумайте о хорошем.

Кстати, лежание на полу облегчает психический дискомфорт. Недаром плачущие дети бросаются на пол. А энергичные потягивания лежа на полу помогают уменьшить и постепенно снять боли при радикулите.

Как отдыхать и одновременно худетьЕсли вы считаете, что вам необходимо похудеть, заодно покатайтесь по полу, вытянув руки вдоль тела над головой. Этим способом давно пользуются профессиональные манекенщицы: если одежда, которую надо продемонстрировать на подиуме, тесновата – достаточно поваляться по жесткому полу минут 20-40, и вещь станет в самый раз. Но мы отвлеклись. Сейчас мы просто делаем маленькую передышку во время работы по дому. Пять – десять минут, не больше, и снова за дело! А когда у вас нет возможности лечь, потому что на плите что-то варится, тогда хотя бы сядьте рядом с плитой на стул с высокой прямой спинкой, сложите руки на коленях и напрягайте по очереди все мышцы вашего тела, а потом расслабляйте их. И дышите глубоко, медленно.

Отдыхайте так понемножку, но часто – и несмотря на расход времени на отдых, вы меньше устанете и закончите свою работу раньше. А потом успеете заняться еще чем-нибудь приятным для себя. И это значит, что вы удлинили свои сутки! Устраивайте соревнования сами с собой Одна из причин усталости от домашних дел – это скука, отсутствие положительных эмоций в рутинной работе. Физиологи давно установили, что когда человеку скучно, у него снижается кровяное давление и усвоение кислорода, ухудшается обмен веществ. Поэтому скучная работа всегда труднее.

Внесите в вашу работу элемент спортивного азарта – и увидите, как все переменится!Например, скажите себе, что управитесь с разборкой чулана за полчаса, и ни минутой больше. Никто не говорит, что это увлекательная работа и что ее можно когда-нибудь даже полюбить. Но подумайте, что ваш чулан – это сундук с забытыми сокровищами!Итак, заведите будильник или таймер и – на старт! Разбирать чулан по-прежнему неинтересно, зато вам интересно, уложитесь ли вы в заявленный срок. И это состязание со временем и с собой может оказаться таким же увлекательным, как спортивная передача по телевизору. Тем более, что за полчаса вы не успеете устать, а после этого вас ждет заслуженный и полезный отдых. Не отвлекайтесь, даже если извлечете из чулана шляпку, о которой вы давно забыли – примерите потом. Главное – закончить работу, пока не зазвонил будильник.

Возможно, вы с честью справитесь с поставленной задачей. А может быть, звонок будильника оповестит, что вы проиграли состязание. Ну и что же! Как говорят олимпийцы, важна не победа, важно участие.

А разборку чулана раз затеяли, надо довести до конца. Тем более, что наверняка осталось немного.

Проведите хронометраж своих работКонечно, всегда работать под постоянное тиканье часов или таймера – не подарок. Вместо одного стресса, связанного с нехваткой времени, можно получить другой.

Но однажды засечь и запомнить время, которое вы затрачиваете на разные виды домашних работ, очень полезно.

Прохронометрируйте затраты времени, работая вприпрыжку и не отвлекаясь, даже если зазвонит телефон. Никуда не денутся, перезвонят. И дайте себе слово, что, возвращаясь к этим работам, будете делать их не медленнее, чем в прошлый раз.

Например, мытье посуды после семейного завтрака – 15 минут, протереть линолеум на кухне – 10 минут, чистка ковра и мягкой мебели пылесосом – 20 минут, вытирание пыли – 20 минут, приготовление борща – 1 час 20 минут и так далее.

Такая табличка, заполненная вашими достижениями, может наконец внести равновесие и гармонию в домашнюю работу.

Если вы знаете, сколько и на что вы тратите времени – значит, вы обрели над ним власть и сберегли его Давно установлено специалистами, что в среднем человек способен полноценно работать 7-8 часов в сутки. Это чистое время “нетто”, без учета передышек, перекуров, посторонних телефонных разговоров и так далее.

Будем к себе снисходительны и положим рабочее время хозяйки дома равным 6-7 часам. Планируя каждый свой новый день работы по хозяйству, учитывайте цифры из вашей таблички хронометража. Сумма этих цифр не должна превышать 6-7 часов. Лучше, если она будет еще меньше. Тем не менее список дел, которые вы сможете “провернуть”, опираясь на свой хронометраж и расчеты, может получиться весьма впечатляющим. И вы его с блеском выполните! Правда, вы освободитесь полностью не через 6 или 7 часов, а немного позже. Ведь мы договорились почаще отдыхать. Зато все остальное время, когда вы можете примерить найденную в чулане шляпку или попробовать перед зеркалом обнаруженную в шкафчике помаду, – целиком ваше. А главное – у вас появится время для воплощения в жизнь вашей мечты, для которой “никогда не хватало времени”. Вы получите больше свободы. Не откладывайте жизнь на потом. Живите сегодняВам предоставилась возможность попасть на интересный концерт, встречу с замечательным человеком, пойти на волшебный бал. А вам некогда. Совершенно неотложные дела.

Можно точно сказать, что будет потом. Пройдет много лет, и событие, в котором вы отказались участвовать, останется в истории. Вы будете всю жизнь помнить, что могли участвовать в нем. И всю жизнь вспоминать, из-за чего вы отказались от этого. И никогда не сможете вспомнить. Слишком мелкая это была причина. Не разменивайтесь на мелочи. Источник: http://pravda.ru/health/prophylaxis/psychotherapy/14-06-2006/87610-time-0

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий