Мобильный интернет на основе технологии WAP еще несколько лет назад аналитики единогласно признали мертворожденным. Однако положение меняется. Благодаря развитию скоростных технологий передачи данных и новым телефонам операторы, разработчики WAP-сайтов, аналитики и, что самое главное, абоненты поверили во второе рождение уже подзабытой услуги. Появившись впервые в 1999 году, WAP (Wireless Application Protocol) — стандарт для доступа к ресурсам интернет посредством только мобильного телефона — не произвел особого впечатления на уже «мобилизованную» к тому времени общественность. Низкая скорость соединения, простые, как сапог, черно-белые дисплеи телефонов и чересчур сложная навигация — все это оттолкнуло от WAP и пользователей, и разработчиков. Стандарт долгое время «скучал», напоминая о себе лишь дополнительным пунктом меню в телефонных аппаратах и строчками в тарифных планах операторов. Реабилитировать себя мобильному интернету через WAP удалось лишь 4 года спустя. Технологии GPRS/EDGE со скоростью передачи данных до 56 Кбит/с и 115 Кбит/с соответственно, цветные и более просторные дисплеи, вторая версия стандарта WAP 2.0 с поддержкой графики — и заброшенная когда-то технология «Интернета на ладони» оказалась не такой уж бесполезной. По данным аналитического агентства iKS-Consulting, ежемесячно российские WAP-ресурсы посещает более 4,5 млн человек (большой интернет — 20,1 млн). При этом темпы роста пользователей мобильного интернета составляют 10% в месяц против 4% роста пользователей интернета обычного (данные ФОМа). В российском сегменте сегодня насчитывается несколько тысяч WAP-ресурсов. Однако привлекательность мобильного интернета страдает от некоторых ограничений. WAP-страница имеет мало схожего с обычной интернет-страницей в браузере настольного компьютера. На ранних стадиях разработки WAP-протокола он включал в себя много дополнительных возможностей и мало стандартизованных требований. Это привело к тому, что совместимые друг с другом мобильные телефоны имеют несовместимые — у каждого производителя собственные — WAP-браузеры. «В традиционном WWW всего 3 браузера и стандарт W3C, которому стараются соответствовать производители, — объясняет лидер проекта WapStart.ru Кирилл Рожковский. — В WAP все сложнее: инструментарий тот же, но бесчисленное множество WAP-браузеров, по-разному отображающих идентичный код. Здесь приходится учитывать нюансы каждой трубки, в итоге процесс разработки и затраты на него растут». Но даже если WAP-страница корректно отображается на дисплее телефона, навигация в мобильном интернете сильно усложняется. В рейтинге самых сложных действий верхние строчки занимают: заполнение текстовых полей, навигация по ссылкам и неопределенность, на каком именно сайте находится пользователь — до появления стилей в WAP 2.0 все страницы выглядели одинаково. Высокой технологичностью и структурной сложностью WAP-сайты похвастаться не могут, а потому чаще всего рассматриваются разработчиками как дополнение к уже существующим интернет-порталам. Тем временем WAP-пространством заинтересовалась реклама. На мобильную рекламу уже обратили внимание рекламные агентства да и сами рекламодатели. «WAP-реклама позволяет обеспечить широкий охват аудитории, — говорит директор по работе с клиентами интернет-агентства Promo Interactive Сергей Куньев. — WAP добрался даже в самые отдаленные регионы, где развитие интернета все еще отстает от уровня больших городов, и мобильный телефон становится единственной доступной альтернативой». Интересно, что технические ограничения WAP, связанные с маленькими экранами, мобильной рекламе идут на пользу. Даже не очень большой баннер может занимать до трети дисплея телефона, а невозможность переключиться на другое окно окончательно приковывает внимание пользователя к рекламе, отмечает Кирилл Рожковский. Из других коммерческих проявлений WAP-интернета можно выделить сайты по продаже контента, витрины интернет-магазинов и брендовые WAP-сайты, которые, впрочем, тяготеют больше к контенту. Cайты, где можно сделать заказ и сразу оплатить его, — вариант допустимый, но пока нереальный. Их облегченный вариант — сайты-витрины. Здесь можно просмотреть каталог, выбрать нужный товар и сделать заказ, но оплатить покупку можно только в «офф-лайне». Но самое большое распространение получили WAP-сайты, предлагающие контент для мобильных телефонов, — их насчитывается порядка 90% от общего числа ресурсов. WAP открывает для пользователей огромные перспективы, и наша главная цель сегодня — ознакомить абонентов с этими новыми возможностями, — заявляет менеджер канала WAP компании i-Free Антон Кукушкин. — Мы хотим, чтобы люди поняли: у них в руках уже не просто телефон, позволяющий звонить и отправлять эсэмэски, а реальный терминал, с помощью которого можно выйти в интернет и соответственно получить доступ ко всем возможностям Сети. В WAP-сайте контент-провайдеры видят новый толчок своему бизнесу. В плюсы мобильному интернету относят удобство использования, громадный охват аудитории при сравнительно маленьких вложениях, даже выход на рынки других стран. Так, один из лидеров на рынке предоставления контента, компания «Информ-Мобил», планирует посредством WAP-сайта предлагать свои услуги в Белоруссии, Грузии, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и на Украине. Сергей МАЛЬЦЕВ, ИАА «Сотовик», специально для «Известий»Источник: http://www.inauka.ru/computer/article63892.html